АНАЛИЗ ОТКАЗОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ЗА 2023 ГОД
В 2023 году в Управление на государственную регистрацию поступило 92 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее – муниципальные правовые акты).
В 2023 году в Управление на государственную регистрацию поступило 92 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее – муниципальные правовые акты).
По результатам проведенной проверки зарегистрировано 86 муниципальных правовых актов (с учетом муниципальных правовых актов, представленных на государственную регистрацию в предыдущем отчетном периоде).
В отношении 1 муниципального правового акта (решение Собрания Северо-Курильского городского округа от 18.10.2023 № 8/52-7) Управлением принято решение о возврате документов, представленных на государственную регистрацию, на основании его отзыва главой муниципального образования до принятия Управлением решения о его государственной регистрации или об отказе в его государственной регистрации.
В отношении 3 муниципальных правовых актов Управлением приняты решения об отказе в государственной регистрации в связи с нарушением установленного порядка принятия и противоречием федеральному законодательству.
В аналогичном периоде прошлого года решения об отказе в государственной регистрации приняты в отношении 3 муниципальных правовых актов в связи с нарушением установленного порядка принятия (2 муниципальных правовых акта), в связи с выявленными противоречиями федеральному законодательству (1 муниципальный правовой акт).
Таким образом, количество отказов в государственной регистрации в 2023 году не изменилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Согласно проведенному анализу можно выделить следующие причины отказа в государственной регистрации муниципальных правовых актов в 2023 году.
I. Нарушение установленного порядка принятия.
1. Решение Собрания Углегорского городского округа от 20.04.2023 № 463 «О внесении изменений и дополнений в Устав Углегорского городского округа».
Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 02.11.2023 № 517-ФЗ) (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту устава, проекту муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.
Исходя из анализа указанных норм проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию).
Проект решения опубликован в газете «Углегорские ведомости» от 23.03.2023 № 11 (32), решение принято 20.04.2023. Срок принятия решения нарушен на 1 день.
Таким образом, принятие решения ранее 30-дневного срока с момента опубликования его проекта противоречит части 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в связи с нарушением порядка принятия муниципального правового акта.
2. Решение Собрания муниципального образования «Томаринский городской округ» от 25.07.2023 № 9/56 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Томаринский городской округ».
В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.
Абзацем вторым части 3 статьи 25 Устава муниципального образования «Томаринский городской округ», принятого решением Собрания Томаринского городского округа от 14.03.2006 № 8/74 (далее – Устав), установлено, что собрание городского округа состоит из 15 депутатов, избираемых населением муниципального образования по смешанной избирательной системе сроком на 5 лет. Днем голосования на выборах депутатов Собрания Томаринского городского округа является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий депутатов. 10 депутатов Собрания избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты Собрания городского округа, выдвинутых избирательными объединениями. 5 депутатов Собрания избираются по двум многомандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования.
Согласно протоколу 9 сессии Собрания восьмого созыва от 25.07.2023 в сессии участвовало 9 депутатов, что составляет менее 2/3 от установленной численности депутатов.
Таким образом, принятие решения на сессии с участием 9 депутатов из 15 противоречит части 5 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
II. Противоречие муниципального правового акта федеральному законодательству.
1. Решение Собрания Углегорского городского округа от 28.06.2023 № 485 «О внесении изменений и дополнений в Устав Углегорского городского округа».
В соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона от 14.03.2022 № 60-ФЗ упразднен институт избирательных комиссий муниципальных образований.
Вместе с тем, в пункте 2.1 части 2, подпункте «в» пункта 1, подпунктах «а» и «б» пункта 2, пунктах 4 – 6, 9 части 3 решения содержатся положения, предусматривающие функционирование института избирательных комиссий муниципальных образований.
На основании изложенного в государственной регистрации решения отказано.
Таким образом, из проведенного анализа следует, что основной причиной отказов в государственной регистрации муниципальных правовых актов в 2023 году является нарушение установленного порядка принятия муниципальных правовых актов.
В целях исключения оснований отказа в государственной регистрации Управлением регулярно оказывается консультативная помощь, разрабатываются проекты муниципальных нормативных правовых актов по результатам мониторинга федерального законодательства, а также рассматриваются проекты муниципальных нормативных правовых актов, разработанных органами местного самоуправления.
Так, в 2023 году Управлением оказана консультативная, методическая и информационная помощь по 57 устным обращениям органов местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области по различным вопросам, направлено 94 письменных рекомендации о вопросам уставного нормотворчество и правотворчества.
Управлением в отчетном периоде по результатам рассмотрения 71 проекта муниципальных правовых актов подготовлено 3 заключения с замечаниями и предложениями.
Самостоятельно разработано специалистами Управления 77 проектов муниципальных правовых актов, из которых 61 проект в дальнейшем принят органами местного самоуправления.
Кроме того, совместно с представителями государственно-правового департамента администрации Губернатора и Правительства Сахалинской области проведено 4 выездные проверки органов местного самоуправления муниципальных образований городской округ «Ногликский», «Поронайский городской округ», городской округ «Охинский», «Углегорский городской округ», а также 1 дистанционная проверка Устава муниципального образования «Корсаковский городской округ».
Специалистам органов местного самоуправления, осуществляющим деятельность в сфере уставного нормотворчества, оказана консультативная и практическая помощь в устранении ошибок в проектах муниципальных правовых актах, что в дальнейшем положительно повлияло на качество подготовки таких актов.
Последние новости
Япония надеется на исключение своих компаний из санкций США в отношении Газпромбанка
Токио подчеркивает важность проекта 'Сахалин-2' для своей энергетической безопасности.
Тайна исчезновения рыбы в Южно-Сахалинске
Исследования показывают тревожные тенденции в экосистеме региона.
Южно-Сахалинск: Проблемы и Перспективы Развития Городской Инфраструктуры
Город сталкивается с вызовами, которые требуют комплексного подхода к улучшению инфраструктуры.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией