Уставное нормотворчество органов местного самоуправления: новеллы законодательства

Одной из важнейших задач, стоящих перед Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области (далее – Управление) является проверка уставов муниципальных образований,

Одной из важнейших задач, стоящих перед Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области (далее – Управление) является проверка уставов муниципальных образований, а также муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований на соответствие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, в том числе их государственная регистрация.
На территории Сахалинской области эта задача реализуется Управлением, а именно отделом по вопросам регионального законодательства и регистрации уставов муниципальных образований.
Отдел осуществляет государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы; ведение государственных реестров уставов муниципальных образований. Кроме того, отдел оказывает органам местного самоуправления методическую и консультативную помощь по вопросам обеспечения соответствия уставов муниципальных образований федеральному и областному законодательству, в том числе проводит правовой анализ проектов уставов и муниципальных правовых актов.
В Сахалинской области зарегистрировано 18 муниципальных образований - городских округов. Каждое из муниципальных образований имеет устав, зарегистрированный Управлением, и включенный в государственный реестр уставов муниципальных образований.
13.11.2023 вступил в силу Федеральный закон от02.11.2023 №517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому изменен порядок вступления в силу муниципальных правовых актов, регламентированный статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Частью 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ вступление в силу муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, связано с их официальным обнародованием.
В части 4 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ приведен перечень способов, которыми может осуществляться обнародование муниципальных правовых актов. К таковым относятся:
1) официальное опубликование муниципального правового акта;
2) размещение муниципального правового акта в местах, доступных для неограниченного круга лиц (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах);
3) размещение на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
4) иной предусмотренный уставом муниципального образования способ обеспечения возможности ознакомления граждан с муниципальным правовым актом, в том числе соглашением, заключенным между органами местного самоуправления.
Указанный перечень способов не является исчерпывающим.
При этом официальное опубликование муниципального правового акта следует рассматривать как основной способ обнародования, являющийся непременным условием вступления муниципального нормативного правового акта в силу.
Данная позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 27.05.2021 № 23-п «По делу о проверке конституционности пункта 6 части 1 статьи 44, частей 1 и 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Ю.Г. Ефремова».
Исходя из части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, Конституционный Суд Российской Федерации отмечает: «Официальное опубликование нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, представляет собой императивное и универсальное конституционное требование, которое распространяется на все такие акты, составляющие правовую систему России, и адресовано всем органам, входящим в единую систему публичной власти, включая органы местного самоуправления».


Толкуя положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, затрагивающие порядок, способ и источники официального опубликования муниципальных правовых актов, Конституционный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что указанные положения не предполагают вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, без их официального опубликования, и при этом наделяют муниципальные образования полномочием самостоятельно предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов дополнительные способы их обнародования.
Аналогичная позиция была изложена Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации в связи с рассмотрением обращения Министерства юстиции Российской Федерации по вопросу, касающемуся порядка обнародования муниципальных нормативных правовых актов в связи с принятием Федерального закона от 02.11.2023 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу после их обнародования путем официального опубликования. 
Часть 5 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ представляет собой норму-дефиницию, согласно которой официальным опубликованием муниципального правового акта, в том числе соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании, или первое размещение его полного текста в сетевом издании.
В первую очередь возникает вопрос о том, может ли официальный сайт муниципального образования считаться сетевым изданием и использоваться для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В соответствии с абзацем шестнадцатым статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с указанным Законом.
При этом в случае выбора сетевого издания в качестве источника либо одного из источников официального опубликования следует обратить внимание на предусмотренную частью 7 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ необходимость указания в Уставе наименования конкретного сетевого издания с указанием доменного имени соответствующего сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сведений о его регистрации в качестве средства массовой информации.
Таким образом, сами по себе официальные сайты муниципальных образований сетевыми изданиями не являются и размещение на них текстов муниципальных правовых актов официальным опубликованием считаться не может.
Тем не менее, как указано в уже упомянутом постановлении Конституционного Суда Российской Федерации 27.05.2021 № 23-п в качестве официального сетевого издания может использоваться официальный сайт муниципального образования в сети Интернет с учетом, однако, того, что действующее правовое регулирование связывает получение статуса сетевого издания с регистрацией сайта в качестве средства массовой информации.
Подводя итог, по результатам проведенного анализа положений статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗсделаны следующие выводы.
1. Муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу с момента их официального обнародования.
2. Основным способом обнародования является официальное опубликование, иные способы обнародования рассматриваются как факультативные.
3. Источниками официального опубликования могут являться периодическое печатное издание либо сетевое издание при условии, что оно зарегистрировано в качестве средства массовой информации.

 

Последние новости

Победители грантового конкурса для семейных ферм на Сахалине

Фермерские хозяйства из трех районов получили финансовую поддержку.

Пасмурная погода ожидается в Южно-Сахалинске в субботу

Температура воздуха опустится до нуля градусов.

Южно-Сахалинск переживает экономический подъем

Город демонстрирует устойчивый рост благодаря новым инвестициям.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Дмитрове с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *