Главное в конфликте - предотвратить его: как в Охе работает школьная служба примирения

На занятиях по внеурочной деятельности дети учатся лучше понимать себя и окружающих.

На занятиях по внеурочной деятельности дети учатся лучше понимать себя и окружающих.

Эта история о том, как один человек запускает эстафету добра, и понемногу оно передается дальше, расширяя круг. «Я не одна, у меня прекрасная команда из детей!» – возражает Екатерина Косолапова, социальный педагог четвертой охинской школы. Помогают Екатерине Николаевне и ее детской команде и другие педагоги, и родители –  все это называется школьной службой примирения.


Началом развития школьных служб примирения в России называют 2002 год. Считается, что именно тогда в московской школе состоялась первая в стране медиация – это когда конфликт разрешается с участием беспристрастной третьей стороны. В роли нейтрального посредника выступает медиатор, при этом он не выносит решения по спору, а только стремится помочь участникам восстановить способность понимать друг друга и договориться о приемлемых вариантах решения острого вопроса.




В 2009 году Всероссийская ассоциация восстановительной медиации утвердила свои стандарты, а в 2010-м фонд «Защита детей от жестокого обращения» включил школьные службы примирения в перечень лучших практик деятельности по защите прав ребенка.


В 2012 году, во исполнение Указа Президента Российской Федерации В. В. Путина о «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», Правительство РФ разработало план, одним из пунктов которого был «организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков».


В четвертой школе школьная служба примирения действует не первый год. Но недавно в ней возникло нечто новое.


«В прошлом году, когда я пришла в четвертую школу, у меня появилась идея немного изменить формат работы ШСП и привлечь к участию как можно больше детей, – рассказывает Екатерина Косолапова. - Ведь самое главное в конфликте что? Самое главное - это предотвратить конфликт! И для самой себя я поставила задачу профилактики возникновения конфликтов в школе.




Понемногу, с осторожностью, я начала вносить некоторые занятия по бесконфликтному общению в классные часы моих ребят - им было интересно, понравилось. Затем стала проводить занятия на родительских собраниях, в своем классе и в других, куда меня приглашали коллеги. Родители тоже восприняли занятия положительно. Я поняла,что первые осторожные шаги приносят результат и интересны людям.


Так появился «скелет» программы ШСП для детей и родителей. Я понимала, что классный руководитель - это первый и самый главный человек в школьном коллективе, соответственно, я должна создать программу и в помощь педагогам (она еще в разработке).


Основная трудность для меня заключалась в том, что я никогда раньше не писала учебных программ, опыт работы с детьми у меня минимальный (чуть больше 2 лет, а опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья меньше года).




Сомнений в эффективности было очень много, ведь нашим деткам немного сложнее воспринимать сухую информацию и текст, чем ребятам из других школ, а значит, и формат занятий должен быть таким, чтоб легко и с интересом воспринимался. Я много  информации изучала по данному вопросу, изучаю до сих пор».


Но несмотря на все сложности, с 1 сентября этого учебного года в четвертой школе появилось новое внеурочное занятие «Мир без конфликтов», которое проводится в рамках работы школьной службы примирения. Программа рассчитана на детей 5 - 11 классов.


«Я использую технику «учись играя». В игровой форме ребята обсуждают сложные конфликтные ситуации, находят выход из них. Коллектив класса начинает сплачиваться, у ребят появляется ощущение ценности каждого из одноклассников. Старшие ребята понимают, как важно быть примером для младших и помогать им», – делится Екатерина Николаевна.




В этом и была главная находка - в школьной службе примирения четвертой школы кроме педагогов и родителей большую роль играют сами дети. Екатерина Косолапова объединяет вокруг себя команду помощников, каждый из которых в перспективе может стать грамотным посредником в разрешении школьных конфликтов.


«Это группа равных, в которой каждый участник имеет право голоса и будет услышан. Для нас это сложный и очень интересный путь. В нашем детстве была модель «взрослый всегда прав». Сейчас педагоги воспитывают в детях индивидуальность, дети понимают ценность своего мнения, но вместе с тем и ответственность за него, и важность принятия верных решений», – говорит Екатерина.


Не каждый взрослый может уверенно сказать, что сумеет вовремя распознать свое состояние и взять эмоции под контроль, что в любой ситуации может оставаться в рамках конструктивного диалога без перехода на личности. Эти навыки тренируют школьники на занятиях с Екатериной Николаевной.


Есть во время таких уроков задания веселые и смешные, например, игра «Путь», которая  показывает, как сложно оставаться на ногах, когда нет опоры и поддержки друга.




«На фото ребенок в куртке, одетой наоборот - ребята так решили сами, чтоб не подглядывать», – объясняет Екатерина.


Или «Шарик добра»:  ребенок надувает шарик и при этом прямо в него проговаривает ласковые слова в свой адрес.


А есть задания серьезные и по-настоящему непростые. Например, снова с шариком, но уже совершенно в другом ключе:


«Ребятам надо было решить, чей шарик должна сохранить команда. Это оказалось одинаково сложно для учеников всех классов. Самое приятное, что чаще всего ребята сохраняли шарики тех одноклассников, с кем меньше всего дружат в школе, а это значит, что есть возможность в скором времени получить дружный, добрый и терпимый  коллектив», – рассказывает социальный педагог.




Еще одна непростая практика называется «Ты меня обидел, но я тебя прощаю!». Дети разбиваются на пары, сначала говорит один, а другой слушает, затем роли меняются.


«Это был сложный разговор, ребята обсуждали поведение, слова и поступки, за которые они были обижены друг на друга. После этого участники пожали друг другу руки и закончили словами «Прости меня!»,  «Я прощаю».


Бывает, что какую-то игру встречают настороженно, но потом занятие проходит отлично. Так было с «Копилкой возможностей» – ребятам показалось, что они слишком взрослые для нее. В ней нужно тянуть карточки с различными ситуациями и давать ответ, как ты поступишь.


Но примеры попались жизненные, некоторые ребята выпавшие ситуации пережили ранее и признались, что сегодня дали ответ по выходу из ситуации не так, как поступили раньше. В ответах ребят отсутствует перекладывание ответственности на других, а это радует», – рассказывает педагог.




Хорошие плоды приносит игра-рефлексия для профилактики агрессивного состояния «Я злюсь, когда...». Это упражнение на сброс агрессии: дети на листе бумаги записывали ситуации, в которых обычно злятся.


«Природа, погода, ссора с другом, хочется кушать, жмут любимые кроссовки... – улыбается Екатерина Николаевна. - Каждый участник по кругу или по желанию резко мнет лист, одновременно говорит фразу: «Я злюсь, когда..», после чего бросает скомканный лист в середину комнаты».


Про свою работу, такую важную для создания безопасной и теплой атмосферы в школе, Екатерина Косолапова говорит: «Мы только в самом начале пути, делать выводы пока рано, но уже заметны небольшие положительные изменения».

Фото: Екатерина Косолапова Елена Кочегарова

Последние новости

Балицкий: ВСУ ракетой атаковали емкость для нефтепродуктов в порту Бердянска

Ракетная атака ВСУ не повлияла на работу порта Бердянска Вооруженные силы Украины управляемой ракетой атаковали порт Бердянска.

С генконсульства Польши в Петербурге сняли флаги страны и Евросоюза

С генконсульства Польши в Петербурге демонтировали табличку ведомства С генконсульства Польши в Петербурге сняли флаги страны и Евросоюза Фото: GLOBAL LOOK PRESS.

Рогов: ВСУ трансформировались в армию наемников для проведения терактов

Рогов отметил, что другие страны активно используют ВСУ для организации терактов даже за пределами Украины Рогов: ВСУ трансформировались в армию наемников для проведения терактов Фото: REUTERS.

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Ноябрьске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *