По выходным могу быть стюардессой: интервью с сахалинской учительницей-дефектологом
ЮЖНО-САХАЛИНСК, 5 октября, Citysakh.ru. Сегодня по всей стране чествуют учителей — чутких профессионалов с большим сердцем.
ЮЖНО-САХАЛИНСК, 5 октября, Citysakh.ru. Сегодня по всей стране чествуют учителей — чутких профессионалов с большим сердцем. Каждый из нас проходил этот школьный этап жизни и каждый сохранил теплые воспоминания о любимом учителе, который не только увлек своим предметом, посвятил в детали и тонкости учебной дисциплины, но и поделился с нами житейской мудростью, вселил в нас веру в собственные силы. О первом учителе и личных педагогических методиках корреспондент ИА Citysakh.ru расспросил замечательного педагога-дефектолога коррекционной школы «Надежда», лауреата 26-го муниципального конкурса «Педагог года — 2023», Антипенко Валерию Юрьевну.
Валерия Юрьевна, в такой замечательный праздник позвольте узнать, помните ли Вы своего первого учителя?
Конечно! Это была школа в поселке Горячие Ключи на острове Итуруп. Мама очень хотела отдать меня в руки очень опытного, матерого педагога Щукиной Валентины Ивановны. Я пришла в класс Валентины Ивановны, посмотрела на нее и сбежала вон из класса. Родителей моих тогда поставили перед фактом. А я убежала в класс к Бегун Светлане Витальевне — молодой, неопытной учительнице. Я до сих пор помню свои первые впечатления о ней. Она была для меня вся обтекаемая, миловидная с мягкими, добрыми чертами лица. От нее исходила женственность, с ее пухлыми губами, лучистым взглядом; она всегда со вкусом подбирала аксессуары, выглядела свежо и интересно. А еще она очень любила детей. У меня была какая-то ментальная связь с ней.
Мечтали ли Вы в детстве о профессии учителя?
Не просто мечтала, а делала все, чтобы к этой профессии приблизиться! Я еще писать не умела, но уже рассаживала своих кукол и вела у них уроки. В начальной школе я с удовольствием помогала Светлане Витальевне организовать учебный процесс и даже проверять тетради! Она мне очень доверяла! В среднем звене моя игра в учительницу приобрела более профессиональный характер: я ходила в школьную библиотеку, писала конспекты, вела журналы. У меня было все, что должно быть у учителя. (смеется). Представляла себя то учителем истории средних веков, то биологии.
Похоже, после таких интенсивных подготовок одна дорога — в педагоги!
А вот и нет, ближе к окончанию школы меня увлекла авиация. Мой дядя, работавший главным инженером в аэропорту Новосибирска, так рассказал мне про самолеты, про авиацию, что все «учительские» конспекты были забыты и я с головой погрузилась в новую тему. До дрожи в коленках хотела стать пилотом! Но, судьба распорядилась по-своему и отучилась я в итоге в САхГу на учителя иностранного языка.
Все-таки педагогика победила?
Да, но в то время позволить себе работу педагога я не могла из-за финансового состояния. Поэтому, пошла работать переводчиком на завод по сжижению природного газа и отдала этому делу 15 лет своей жизни. Однако, желание учить, передавать свои знания, меня не отпускало. (смеется) Я постоянно находилась в поисках работы по специальности: на неполный день, репетитором, учителем внешкольного воспитания, ну хоть кружок какой-то вести! В 36 лет наступил переломный момент. Я осознала, что на текущей работе сделала все, что могла, но больше нет сил сдерживать свой педагогический порыв.
Почему Ваш выбор пал на особенных детей?
Во-первых, из-за моей принципиальной позиции, я не хотела становиться учителем иностранного. Во-вторых, среди моих знакомых были семьи с особенными детьми. Когда я углубилась в этот вопрос, то поняла, что в нем очень много нерешенных задач, а число таких детей в обществе растет с каждым годом. Я получила дополнительное образование по направлению «дефектолог», потом «олигофрен-педагог» и, на счастье, тут поблизости открылась коррекционная школа, куда я и пришла работать. Так что, все эти годы я шла сюда! (смеется)
Какой самый памятный, ценный, не в денежном эквиваленте, подарок вы получали от детей или их родителей?
В силу специфики образовательного процесса нашей школы, у детей есть предмет «профильный труд». Он заключается в работе ребят в столярной мастерской или в малярном классе. Иногда на этих уроках они делают поделки. И вот пару лет назад один шестиклассник сделал на уроке кошечку, старательно раскрасил ее и подарил мне со словами: «Я делал ее специально для вас». Меня это очень растрогало, потому что особенно ценно, когда у таких особенных детей появляется мотивация эмпатического характера, сделать что-то ДЛЯ другого человека.
А оценки они себе в журнале исправляют?
Это просто повсеместно! Дети, они в любой школе хитрые и егозливые. (смеется) Они зачёркивают мои замечания, вырывают листы из дневника, просто не отдают дневник на проверку, а еще один ученик у меня стабильно исправляет тройки на пятерки. Приходится каждый раз проводить профилактические беседы. Никакого крика, злости, порицаний, призывов к совести; только терпеливое разъяснение: «Посмотри, чтобы работа была оценена на 5, в ней не должно быть ни одной ошибки. У тебя ошибки есть. Их много, поэтому тебе оценка не пятёрка, а тройка».
Наверняка, у Вас есть и ученики, которыми Вы гордитесь.
Я всегда подмечаю, когда они превосходят какой-то интеллектуальный рубеж и очень ими горжусь. Например, недавно при просмотре фильма «Садко» двое ребят из 8 класса очень метко и своевременно применили фразеологизм «нашла коса на камень». Так они охарактеризовали желание Морского царя женить Садко на подводной красавице, в то время как у Садко была уже своя невеста. То есть, они смогли осознать переносное, а не буквальное значение фразеологизма и адаптировать его под жизненную ситуацию. Это для них — титаническое усилие разума.
У Вас самой есть примеры для подражания?
В разные периоды жизни — разные люди. Конечно, это моя первая учительница Бегун Светлана Витальевна. Нельзя не упомянуть Медюлянову Ларису Григорьевну — учителя мировой художественной культуры. С тех пор этот предмет — увлечение всей моей жизни. Даже сейчас я по совместительству в Школе № 1 преподаю уроки искусствоведения. Лариса Григорьевна очень многое в меня вложила, так много, что я хочу этим делиться. Очень близка мне по духу героиня романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение» — Лиззи. Я до дыр засмотрела экранизацию романа на английском языке.
Когда я шла в педагогику, столкнулась с опасениями, что впереди меня ждет только небольшая зарплата, ведь ни опыта, ни стажа у меня не было. Решиться на перемены мне помог личный пример Сергея Баклакова — героя романа Олега Куваева «Территория». Он, Сергей, следовал своей профессиональной мечте, призванию и получил достойное вознаграждение от судьбы в итоге.
Кроме того, меня вдохновляют некоторые яркие исторические лидеры с их мудростью, прозорливостью, стратегическим планированием. Лингвистический пример для меня — наш президент — Владимир Владимирович Путин. Я всегда слушаю его выступления, потому что его речь меня поражает. Считаю, что я научилась говорить и красиво переводить, глядя на его манеру выражать мысли.
Что положительного Вы находите в начале учебного года?
Для учителя это очень сложный период. Нужно войти в колею самому и ввести в нее учеников. Еще надо собрать документацию, согласия. Но мне очень нравится встречать ребят после летних каникул и видеть, на сколько они изменились: «Огоо, да ты с меня ростом! Ого! Какой у тебя голос! Ого! До тебя теперь не допрыгнуть!» (смеется).
Для Вас что самое сложное в работе с особенными детьми?
Спуститься на их уровень и вместе совершить восхождение к той вершине, которая доступна им. А еще надо понимать, что у этих детей нет границ в дозволенных темах. Они запросто могут поднять тему сексуальности в разговоре. Надо быть готовой к этому и очень спокойно пояснять, что допустимо в обществе, а что нет.
Учителя частенько отмечают проблему коммуникации с родителями. Как с этим обстоят дела у Вас?
У меня чудесные, замечательные, отзывчивые родители! Просто подарок! Любая моя просьба находит у них отклик. Любое мое пожелание, наставление по учебе реализуется на следующий день. Всегда применяю тот метод общения, который близок мне: четкий, структурированный план действий. Буквально по пунктам расписываю родителям, что надо сделать, чтоб успехи в успеваемости ребенка стали выше.
С детьми у Вас есть особый метод коммуникации?
В нашей школе учатся преимущественно мальчики. В моем классе одни мальчишки. Восьмиклашек я приветствую фразой: «Так, ну что, отцы, приступим?!» Семиклашек я называю орлами. А шестиклашки это слышат и тоже требуют к себе обращения «отцы!» Ну какие они в шестом классе отцы? Вот дорастут до восьмого, тогда — пожалуйста…(смеется). И никогда не обращаюсь к ученикам по фамилии, только по имени.
У Вас были нелюбимые предметы в школе?
Ну конечно! Я не любила математику, физику, геометрию. Точные науки повергали меня в ужас. (смеется). Но мы с подружкой за одной партой разработала схему взаимопомощи. Учебный симбиоз у нас получился: она мне помогает в математике, я ей — в русском и литературе. И мамина помощь преподавателя математики тоже очень помогала. Я, кстати, встретилась лицом к лицу со своим главным страхом и вызвалась вести математику в одном классе нашей школы для особенных детей. И теперь ловлю инсайты того, что не понимала в свои школьные годы. (смеется)
В чем Вы черпаете вдохновение?
Прежде всего, в своих увлечениях искусством. Картины меня привлекают и наполняют эстетическим наслаждением. Кроме того, у меня есть дача и две чудесные собаки, с которыми я обожаю проводить время. А еще я чувствую колоссальную поддержку со стороны моей семьи, мамы, и, как ни странно, администрации школы. Мне очень повезло с коллективом. Любой вопрос, с которым ты к ним придешь, обязательно будет решен.
Поделитесь своими планами на будущее.
Хочу объездить всю страну. Вот все города. Прикоснуться к нашей богатой, разнообразной культуре, деревянному зодчеству, истории. А еще не теряю надежды наладить связь с небом! Если авиакомпания «Аврора» откроет вакансию стюардессы выходного дня, я первый кандидат на эту должность! (смеется)
ИА «Citysakh.ru» (Ситисах.ру)
Фото: личный архив Антипенко Валерии Юрьевны
Последние новости
Повышение тарифов РЖД: что ожидать в 2025 году
С 1 декабря 2024 года российские железные дороги увеличат тарифы на пассажирские и грузовые перевозки.
Солнечная погода ожидается в Южно-Сахалинске в предстоящие выходные
Температура воздуха в городе достигнет 10 градусов.
Совещание по вопросам бизнеса в Сахалинской области
Обсуждены важные вопросы для предпринимателей региона.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований