По выходным могу быть стюардессой: интервью с сахалинской учительницей-дефектологом

ЮЖНО-САХАЛИНСК, 5 октября, Citysakh.ru. Сегодня по всей стране чествуют учителей — чутких профессионалов с большим сердцем.

ЮЖНО-САХАЛИНСК, 5  октября, Citysakh.ru. Сегодня по  всей стране чествуют учителей  — чутких профессионалов с  большим сердцем. Каждый из  нас проходил этот школьный этап жизни и  каждый сохранил теплые воспоминания о  любимом учителе, который не  только увлек своим предметом, посвятил в  детали и  тонкости учебной дисциплины, но  и  поделился с  нами житейской мудростью, вселил в  нас веру в  собственные силы. О  первом учителе и  личных педагогических методиках корреспондент  ИА Citysakh.ru расспросил замечательного педагога-дефектолога коррекционной школы «Надежда», лауреата 26-го муниципального конкурса «Педагог года  — 2023», Антипенко Валерию Юрьевну.

Валерия Юрьевна, в  такой замечательный праздник позвольте узнать, помните  ли Вы  своего первого учителя?

Конечно! Это была школа в  поселке Горячие Ключи на  острове Итуруп. Мама очень хотела отдать меня в  руки очень опытного, матерого педагога Щукиной Валентины Ивановны. Я  пришла в  класс Валентины Ивановны, посмотрела на  нее и  сбежала вон из  класса. Родителей моих тогда поставили перед фактом. А  я  убежала в  класс к  Бегун Светлане Витальевне  — молодой, неопытной учительнице. Я  до  сих пор помню свои первые впечатления о  ней. Она была для меня вся обтекаемая, миловидная с  мягкими, добрыми чертами лица. От  нее исходила женственность, с  ее  пухлыми губами, лучистым взглядом; она всегда со  вкусом подбирала аксессуары, выглядела свежо и  интересно. А  еще она очень любила детей. У  меня была какая-то ментальная связь с  ней.

Мечтали  ли Вы в  детстве о  профессии учителя?

Не  просто мечтала, а  делала все, чтобы к  этой профессии приблизиться! Я  еще писать не  умела, но  уже рассаживала своих кукол и  вела у  них уроки. В  начальной школе я  с  удовольствием помогала Светлане Витальевне организовать учебный процесс и  даже проверять тетради! Она мне очень доверяла! В  среднем звене моя игра в  учительницу приобрела более профессиональный характер: я  ходила в  школьную библиотеку, писала конспекты, вела журналы. У  меня было все, что должно быть у  учителя. (смеется). Представляла себя то  учителем истории средних веков, то  биологии.

Похоже, после таких интенсивных подготовок одна дорога  — в  педагоги!

А  вот и  нет, ближе к  окончанию школы меня увлекла авиация. Мой дядя, работавший главным инженером в  аэропорту Новосибирска, так рассказал мне про самолеты, про авиацию, что все «учительские» конспекты были забыты и я  с  головой погрузилась в  новую тему. До  дрожи в  коленках хотела стать пилотом! Но, судьба распорядилась по-своему и  отучилась я  в  итоге в  САхГу на  учителя иностранного языка.

Все-таки педагогика победила?

Да, но  в  то время позволить себе работу педагога я  не  могла из-за финансового состояния. Поэтому, пошла работать переводчиком на  завод по  сжижению природного газа и  отдала этому делу 15 лет своей жизни. Однако, желание учить, передавать свои знания, меня не  отпускало. (смеется) Я  постоянно находилась в  поисках работы по  специальности: на  неполный день, репетитором, учителем внешкольного воспитания, ну  хоть кружок какой-то вести! В  36 лет наступил переломный момент. Я  осознала, что на  текущей работе сделала все, что могла, но  больше нет сил сдерживать свой педагогический порыв.

Почему Ваш выбор пал на  особенных детей?

Во-первых, из-за моей принципиальной позиции, я  не  хотела становиться учителем иностранного. Во-вторых, среди моих знакомых были семьи с  особенными детьми. Когда я  углубилась в  этот вопрос, то  поняла, что в  нем очень много нерешенных задач, а  число таких детей в  обществе растет с  каждым годом. Я  получила дополнительное образование по  направлению «дефектолог», потом «олигофрен-педагог» и, на  счастье, тут поблизости открылась коррекционная школа, куда я  и  пришла работать. Так что, все эти годы я  шла сюда! (смеется)

Какой самый памятный, ценный, не  в  денежном эквиваленте, подарок вы  получали от  детей или их  родителей?

В  силу специфики образовательного процесса нашей школы, у  детей есть предмет «профильный труд». Он  заключается в  работе ребят в  столярной мастерской или в  малярном классе. Иногда на  этих уроках они делают поделки. И  вот пару лет назад один шестиклассник сделал на  уроке кошечку, старательно раскрасил ее  и  подарил мне со  словами: «Я  делал ее  специально для вас». Меня это очень растрогало, потому что особенно ценно, когда у  таких особенных детей появляется мотивация эмпатического характера, сделать что-то ДЛЯ другого человека.

А  оценки они себе в  журнале исправляют?

Это просто повсеместно! Дети, они в  любой школе хитрые и  егозливые. (смеется) Они зачёркивают мои замечания, вырывают листы из  дневника, просто не  отдают дневник на  проверку, а  еще один ученик у  меня стабильно исправляет тройки на  пятерки. Приходится каждый раз проводить профилактические беседы. Никакого крика, злости, порицаний, призывов к  совести; только терпеливое разъяснение: «Посмотри, чтобы работа была оценена на  5, в  ней не  должно быть ни  одной ошибки. У  тебя ошибки есть. Их  много, поэтому тебе оценка не  пятёрка, а  тройка».

Наверняка, у  Вас есть и  ученики, которыми Вы  гордитесь.

Я  всегда подмечаю, когда они превосходят какой-то интеллектуальный рубеж и  очень ими горжусь. Например, недавно при просмотре фильма «Садко» двое ребят из  8 класса очень метко и  своевременно применили фразеологизм «нашла коса на  камень». Так они охарактеризовали желание Морского царя женить Садко на  подводной красавице, в  то  время как у  Садко была уже своя невеста. То  есть, они смогли осознать переносное, а  не  буквальное значение фразеологизма и  адаптировать его под жизненную ситуацию. Это для них  — титаническое усилие разума.

У  Вас самой есть примеры для подражания?

В  разные периоды жизни  — разные люди. Конечно, это моя первая учительница Бегун Светлана Витальевна. Нельзя не  упомянуть Медюлянову Ларису Григорьевну  — учителя мировой художественной культуры. С  тех пор этот предмет  — увлечение всей моей жизни. Даже сейчас я  по  совместительству в  Школе № 1 преподаю уроки искусствоведения. Лариса Григорьевна очень многое в  меня вложила, так много, что я  хочу этим делиться. Очень близка мне по  духу героиня романа Джейн Остин «Гордость и  предубеждение»  — Лиззи. Я  до  дыр засмотрела экранизацию романа на  английском языке.

Когда я  шла в  педагогику, столкнулась с  опасениями, что впереди меня ждет только небольшая зарплата, ведь ни  опыта, ни  стажа у  меня не  было. Решиться на  перемены мне помог личный пример Сергея Баклакова  — героя романа Олега Куваева «Территория». Он, Сергей, следовал своей профессиональной мечте, призванию и  получил достойное вознаграждение от  судьбы в  итоге.

Кроме того, меня вдохновляют некоторые яркие исторические лидеры с  их  мудростью, прозорливостью, стратегическим планированием. Лингвистический пример для меня  — наш президент  — Владимир Владимирович Путин. Я  всегда слушаю его выступления, потому что его речь меня поражает. Считаю, что я  научилась говорить и  красиво переводить, глядя на  его манеру выражать мысли.

Что положительного Вы  находите в  начале учебного года?

Для учителя это очень сложный период. Нужно войти в  колею самому и  ввести в  нее учеников. Еще надо собрать документацию, согласия. Но  мне очень нравится встречать ребят после летних каникул и  видеть, на  сколько они изменились: «Огоо, да  ты с  меня ростом! Ого! Какой у  тебя голос! Ого! До  тебя теперь не  допрыгнуть!» (смеется).

Для Вас что самое сложное в  работе с  особенными детьми?

Спуститься на  их  уровень и  вместе совершить восхождение к  той вершине, которая доступна им.  А еще надо понимать, что у  этих детей нет границ в  дозволенных темах. Они запросто могут поднять тему сексуальности в  разговоре. Надо быть готовой к  этому и  очень спокойно пояснять, что допустимо в  обществе, а  что нет.

Учителя частенько отмечают проблему коммуникации с  родителями. Как с  этим обстоят дела у  Вас?

У  меня чудесные, замечательные, отзывчивые родители! Просто подарок! Любая моя просьба находит у  них отклик. Любое мое пожелание, наставление по  учебе реализуется на  следующий день. Всегда применяю тот метод общения, который близок мне: четкий, структурированный план действий. Буквально по  пунктам расписываю родителям, что надо сделать, чтоб успехи в  успеваемости ребенка стали выше.

С  детьми у  Вас есть особый метод коммуникации?

В  нашей школе учатся преимущественно мальчики. В  моем классе одни мальчишки. Восьмиклашек я  приветствую фразой: «Так, ну  что, отцы, приступим?!» Семиклашек я  называю орлами. А  шестиклашки это слышат и  тоже требуют к  себе обращения «отцы!» Ну  какие они в  шестом классе отцы? Вот дорастут до  восьмого, тогда  — пожалуйста…(смеется). И  никогда не  обращаюсь к  ученикам по  фамилии, только по  имени.

У  Вас были нелюбимые предметы в  школе?

Ну  конечно! Я  не  любила математику, физику, геометрию. Точные науки повергали меня в  ужас. (смеется). Но  мы с  подружкой за  одной партой разработала схему взаимопомощи. Учебный симбиоз у  нас получился: она мне помогает в  математике, я  ей  — в  русском и  литературе. И  мамина помощь преподавателя математики тоже очень помогала. Я, кстати, встретилась лицом к  лицу со  своим главным страхом и  вызвалась вести математику в  одном классе нашей школы для особенных детей. И  теперь ловлю инсайты того, что не  понимала в  свои школьные годы. (смеется)

В  чем Вы  черпаете вдохновение?

Прежде всего, в  своих увлечениях искусством. Картины меня привлекают и  наполняют эстетическим наслаждением. Кроме того, у  меня есть дача и  две чудесные собаки, с  которыми я  обожаю проводить время. А  еще я  чувствую колоссальную поддержку со  стороны моей семьи, мамы, и, как ни  странно, администрации школы. Мне очень повезло с  коллективом. Любой вопрос, с  которым ты  к  ним придешь, обязательно будет решен.

Поделитесь своими планами на  будущее.

Хочу объездить всю страну. Вот все города. Прикоснуться к  нашей богатой, разнообразной культуре, деревянному зодчеству, истории. А  еще не  теряю надежды наладить связь с  небом! Если авиакомпания «Аврора» откроет вакансию стюардессы выходного дня, я  первый кандидат на  эту должность! (смеется)

ИА «Citysakh.ru» (Ситисах.ру)

Фото: личный архив Антипенко Валерии Юрьевны

Последние новости

Повышение тарифов РЖД: что ожидать в 2025 году

С 1 декабря 2024 года российские железные дороги увеличат тарифы на пассажирские и грузовые перевозки.

Солнечная погода ожидается в Южно-Сахалинске в предстоящие выходные

Температура воздуха в городе достигнет 10 градусов.

Совещание по вопросам бизнеса в Сахалинской области

Обсуждены важные вопросы для предпринимателей региона.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Октябрьском

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *