Где купить фермерские продукты: навигатор по оптовым и розничным торговым точкам

Где купить фермерские продукты: навигатор по оптовым и розничным торговым точкам

Фермерское хозяйство является относительно новым видом деятельности для России, ведь ему всего около 30 лет. Несмотря на то, что популярность экологически чистых продуктов у нас еще не так высока, как за рубежом, это лишь вопрос времени.

Растительные фермерские продукты выращиваются без применения агрессивных химических удобрений, а мясные и молочные животные откармливаются экологически чистыми кормами, выращенными в той же местности.

Гастрономические продукты фермерства дают возможность насладиться их неповторимым вкусом на протяжении небольшого времени и не содержат промышленных консервантов.

Фермерские продукты и политика

В советские времена импортная сельскохозяйственная продукция была труднодоступна и считалась более качественной, чем отечественная. Однако на рубеже веков ситуация кардинально изменилась. Согласно экспресс-исследованию фирмы «Инкомаркет», проведенному в Москве в конце 1999 года, 75,3% респондентов отдают предпочтение отечественным продуктам питания, в то время как лишь 3,1% выбирают импортные продукты. Данные за 1999 годы указывают на то, что на тот момент не было ярко выраженной патриотической составляющей как в опросах последних лет. Однако в настоящее время около 20% респондентов на вопрос о причинах выбора отечественных продуктов питания мотивируют свой выбор патриотизмом.

К сожалению, российские производители продуктов питания, стремясь к снижению затрат, стали использовать более дешевое, а значит, менее качественное сырье, чаще всего импортное. Таким образом, многие отечественные продукты питания стали быть похожими на импортные продукты с красивой упаковкой, долгим сроком хранения, но без вкуса и пользы.

Данные за 2000, 2005 и 2009 годы показывают, что вопрос качества отечественных продуктов питания является крайне острым. Однако по Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной в январе 2010 года Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым, производство отечественных продуктов питания должно составлять 80% к 2020 году.

Несмотря на то, что импортозамещение – это долгий процесс, российский фермерский сектор имеет возможность в полной мере реализовать свой потенциал. В 2015 году государство выделило более 3,4 миллиардов рублей на субсидирование животноводческих ферм и крестьянских хозяйств, что позволяет рассчитывать на рост производства отечественных продуктов питания и увеличение доли их на рынке.

Тренд на продукты с фермы: чтобы быть здоровыми и экологично осознанными.

Фермерская продукция является объектом интереса для двух основных категорий потребителей: тех, кто заботится о своем здоровье и здоровье своей семьи, и тех, кому не безразлична экология. Особенности фермерской продукции:

  • Личная ответственность производителя.
  • Регулярные поставки небольшими партиями, обеспечивающие свежесть продукции.
  • Сезонность.
  • Натуральный вид из-за отсутствия красителей.

Казалось бы, современные покупатели привыкли к рекламе и внешнему виду продуктов из супермаркета настолько сильно, что иногда приходится убеждать их просто попробовать «неказистые» фрукты с червоточинкой или молоко с молочным запахом и вкусом. Однако, если убедить покупателей, критерии здорового выбора продуктов становятся очевидными.

По данным Союза органического земледелия, 21% населения России имеет хорошее представление о том, что такое органические и экологически чистые продукты питания и предпочитает покупать именно их. В этой группе 45% - молодые мамы, 30% - приверженцы здорового образа жизни, 10% - те, кто по состоянию здоровья вынужден тщательно следить за качеством пищи, 10% - люди с высоким доходом, 5% - приверженцы модных трендов во всех сферах жизни.

Однако, хотя фермерская и органическая продукция должны быть одним и тем же, в России пока нет законодательства, которое бы урегулировало, какая фермерская продукция может называться органической, то есть созданной без применения вредных для здоровья веществ и технологий. Это имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, есть возможность найти фермера, который продает органические продукты по адекватным ценам. С другой стороны, ставки могут быть повышены на 50% и более, а этикетка "органические продукты" может быть нанесена безо всякой проверки. Поэтому, нет единого способа найти добросовестных производителей для регулярных закупок. Каждый покупатель должен решать этот вопрос самостоятельно.

Как приобрести фермерскую продукцию в Москве?

Москва предоставляет множество возможностей для приобретения качественных продуктов, но не все из них являются стабильными. Поэтому хорошо быть осведомлённым о нескольких вариантах, находящихся рядом с домом или работой.

Ярмарки выходного дня - это один из вариантов. В 2016 году, они начали работать в Москве с 1 апреля. Крупнейшие из них находятся в Кузьминках (108 мест) и Хамовниках (72 места). В общей сложности, в Москве есть 102 площадки, полный официальный перечень которых можно найти на сайте Департамента торговли и услуг. Обычно, здесь торгуют фермерскими товарами, которые достаточно разнообразны и доступны из 50 регионов России. Они также имеют умеренные цены и возможность заказать продукцию на следующие выходные. Однако, у этих ярмарок есть свои минусы, такие как сезонность, ограниченное количество продавцов и не всегда удаётся купить нужное количество товаров.

Рынки сельхозпродукции также являются вариантом покупки экологически чистых продуктов. Некоторые ранее существовавшие магазины были закрыты, но все ещё есть некоторые солидные бренды, например, Даниловский и Дорогомиловский рынки. Кроме этого, существуют более молодые, но популярные и доступные по ценам рынки, такие как фермерский рынок на Каширке, Коптевский и Кунцевский сельскохозяйственные рынки. Плюсом является продуктовая направленность, а также всесезонность и ежедневная работа. Однако, здесь бывает сложно сориентироваться на больших площадях.

Универсальный рынок привлекает многих, т.к. это помогает сделать покупки для всей семьи в одном месте. Однако, здесь доступен не самый большой выбор продуктов и их производителей часто трудно проверить. Известные рынки такого формата это Рижский, Преображенский, ТСК «Сколково» и ТК «Садовод».

Специализированные магазины фермерской продукции также пользуются популярностью, особенно в спальных районах. Недостатком здесь является то, что эти торговые точки неустойчивы, и неожиданно исчезают. Более устойчивым вариантом является интернет-торговля фермерскими продуктами, что влечет за собой выбор товара по картинкам и отзывам. Также одним из преимуществ интернет-торговли является возможность оплаты банковскими картами. Но, к сожалению, при этом теряется личный контакт с продавцом. Частично этот недостаток можно компенсировать ведением страниц в социальных сетях.

Хотя система торговли фермерскими продуктами в столице ещё не отлажена, интерес к экологически чистым продуктам постоянно растёт, и этот бизнес является одним из самых перспективных.

Оптовые партии фермерских продуктов всегда заинтересовывают ритейл-представителей, гостиниц и ресторанов, а также частные санатории и реабилитационные центры. Крупные закупки возможны несколькими способами:

  1. Напрямую у фермеров. Это может быть осуществлено через личные контакты или на оптовых рынках, например, в известных местах, таких как оптово-продовольственный центр "FOOD-СИТИ", оптово-продовольственный рынок "Отрадное". Этот вариант наиболее гибкий и универсальный, но требует тщательной предварительной обработки.
  2. У перекупщиков. Перекупщики берут на себя общение с фермерами и тратят дополнительные деньги, однако объем предоставляемых услуг фактически минимален. Этот вариант можно рассматривать как запасной.
  3. Через потребительские кооперативы. Торговые сельскохозяйственные кооперативы осуществляют продажу, хранение, сортировку, сушку, мойку, упаковку и транспортировку продукции. Они заключают сделки, проводят исследование рынка сбыта и организуют рекламу. Таким образом, они выполняют значительную часть работы, которая недоступна фермерам. Это удобно для ритейловых компаний, которые могут сразу отправить продукцию на прилавки. Для менее крупных закупщиков такой вариант может оказаться дорогим и невыгодным.
  4. На платформе электронной торговли сельхозпродукции. Это каналы сбыта, которые создаются с помощью государства. Например, Фонд содействия развитию сельского хозяйства "Единый центр развития сельского хозяйства" создал портал "РОСАГРОТОРГ.РФ", который помогает наладить связи между поставщиками и сетями торговых точек, обеспечивает безопасность взаиморасчетов и организовывает грузоперевозки. На портале можно организовать собственный виртуальный магазин, а также искать продукты и регионы. Недостаток портала - минимальная функциональность и шаблонность.

В целом, производителям и потребителям фермерских продуктов сейчас трудно найти друг друга на рынке и установить долгосрочные отношения. Российский фермер знаком с концепцией цивилизованного бизнеса, и вести подобную деятельность без любви к своему делу и уважения к потребителю практически невозможно. Качество продуктов и услуг, как правило, высоко. Отличительной чертой фермеров является отсутствие возможности выделять огромные бюджеты на рекламу, поэтому успех находится в личных контактах.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *