Ремонт турбин дизельных и бензиновых двигателей: о чем следует помнить автовладельцу
Сегодня множество автовладельцев пользуются возможностью быстрой езды на машинах с турбированными двигателями. Эти двигатели используют турбокомпрессоры, которые увеличивают мощность на 30% и даже 40%. Тем не менее, турбина, которая является механизмом, со временем изнашивается и становится необходимо ее ремонтировать. Нельзя откладывать ремонт турбины, так как это может привести к поломке двигателя. В данной статье мы расскажем о причинах возникновения неисправностей, способах их предотвращения, а также о том, как происходит процесс ремонта и где можно обратиться за его выполнением.
Турбокомпрессор — это устройство, которое используется для сжатия и нагнетания воздуха в цилиндры двигателя с помощью выхлопных газов, и устанавливается в выхлопной системе между выпускным коллектором и выхлопной трубой. Бензиновые и дизельные двигатели могут быть оснащены турбокомпрессором, но температурные режимы их работы различаются. Для изготовления турбины бензиновых двигателей используют сплавы высокой жаропрочности из-за более высокой рабочей температуры на 200 градусов.
Хотя турбокомпрессор считается достаточно надежным устройством, он часто выходит из строя раньше, чем другие части двигателя. Это связано с тем, что его бесперебойная работа зависит от исправности всех систем автомобиля, таких как системы охлаждения и смазки, топливной и выхлопной системы, и системы вентиляции картерных газов.
Чтобы работала правильно, турбина должна вращаться до 250 000 оборотов в минуту и выдерживать температуру до 1000 градусов. Повреждения могут происходить по ряду причин. Некачественное или загрязненное масло может вызвать проблемы для турбокомпрессора, поскольку при его вращении вал и подшипники испытывают значительную нагрузку, и любая твердая частица может оставить царапину. Вал и подшипники могут быть повреждены, что в результате приводит к ускоренному износу. Для турбированных двигателей нужно приобретать только специальное моторное масло высокого качества, которое поможет создавать хорошую масляную прослойку между валом и подшипниками, избегая повышенного износа.
Недостаточное количество масла также может привести к проблемам с турбиной. Если масло не проходит сквозь турбокомпрессор, то температура внутри корпуса резко повышается. Масло начинает сворачиваться, что приводит к закоксовыванию внутренних лопаток турбины и трубок подачи и слива масла. Это может произойти из-за неисправности масляного насоса или деформации трубок подачи и слива масла, или при недостаточном количестве масла в двигателе.
Попадание инородных частиц, таких как песок, грязь и мелкие насекомые может стать причиной постепенного стачивания лопастей турбины. Это вызывает деформацию и потерю тугости подшипника. Регулярная и своевременная замена воздушного фильтра может предотвратить эту проблему. Крыльчатка турбины может засоряться отколовшимися фрагментами клапанов и свеч накала, кусочками герметика. Такое воздействие оставляет трещины на коллекторе, приводит к дисбалансу ротора. В таком случае, ремонт турбины двигателя практически невозможен.
Засорение выхлопной системы также может стать большой проблемой для турбокомпрессора. Катализаторы и фильтры устанавливаются на современные автомобили для повышения их экологичности. Однако, из-за засорения катализатора может произойти уменьшение выхлопа, что создает неблагоприятное давление на вал турбокомпрессора и провоцирует быстрый износ подшипника. Катализатор необходимо менять каждые 150 000 км.
Несоблюдение условий эксплуатации также может привести к проблемам с турбокомпрессором. Он требует масла и правильного прогрева двигателя. Многие автолюбители допускают большие интервалы между заменой масла, что может нанести ущерб турбокомпрессору. Также, холодные запуски могут повредить турбину. Она не успевает достаточно прогреться и масло не попадает в необходимых количествах на детали турбокомпрессора, что приводит к проблемам.
Как отремонтировать турбину: подробное описание процесса
Если у автомобиля стали проявляться следующие признаки: увеличенный расход масла, снижение производительности двигателя, посторонние шумы и «нездоровый» черный выхлоп, можно предположить, что у турбокомпрессора возникли проблемы. Но ремонт турбин двигателей не является простой задачей. Для ее решения требуется наличие специализированного оборудования и проведение комплексной диагностики. Наиболее качественный и надежный ремонт возможен, если обратиться в квалифицированный автосервис.
Как проходит процесс ремонта турбокомпрессора в технических центрах? Этот процесс состоит из следующих этапов:
-
Полная компьютерная диагностика электронных узлов
Специалисты проводят компьютерную диагностику для выявления ошибок и кодов неисправности с датчиков автомобиля. -
Осмотр турбины
Турбину осматривают для проверки ее целостности. Они определяют, прослеживаются ли осевой люфт и потеря масла, а также оценивают состояние клапана вестгейта. -
Демонтаж и разборка турбокомпрессора
Следующий шаг – демонтаж и разборка турбокомпрессора. Визуальная дефектовка проводится для выявления возможных неисправностей. -
Чистка турбины
Разобранную турбину отправляют на чистку. Сначала ее отмывают в паровой высокотемпературной камере и в ультразвуковой ванне, чтобы снять все масляные отложения и выявить образовавшиеся трещины. Затем неповрежденные детали турбокомпрессора отправляют на обработку в пескоструйную камеру, где мощная струя мелкодисперсного песка удаляет все загрязнения и налет. В конце проводится полировка деталей. -
Сборка турбины
Пройдя все этапы очистки, турбина отправляется на сборку. При необходимости вышедшие из строя детали заменяют на новые. -
Балансировка турбокомпрессора
Турбокомпрессор проходит три этапа балансировки: сначала балансируется ротор, затем ротор с колесом и в последнюю очередь сам картридж. -
Тестирование турбины
Далее турбина тестируется на специализированных стендах. Для имитации рабочих условий двигателя, турбокомпрессор вращают со скоростью до 180 000 оборотов в минуту при одновременной подаче масла под давлением. На данном этапе происходит выявление остаточного дисбаланса ротора. -
Анализ состояния актуаторов
С помощью прибора-тестера анализируют состояние актуаторов – электронных или механических клапанов. -
Установка отремонтированной турбины и повторная компьютерная диагностика
Отремонтированную турбину устанавливают на автомобиль и проверяют патрубки и интеркулер на герметичность с помощью дымогенератора. На всех этапах ремонта турбокомпрессора следует соблюдать идеальную чистоту, ведь даже мельчайшие частицы грязи могут привести к быстрому износу запчастей. В конце проводится повторная компьютерная диагностика.
Помимо общих этапов ремонта турбин, при работе с бензиновыми турбинами могут обнаруживаться неполадки в работе катализатора, что может происходить из-за его постепенного засорения продуктами переработки топлива. Вышедший из строя катализатор демонтируется, а затем может быть заменен на новый. Однако установка катализатора стоит довольно дорого, поэтому автовладельцы чаще предпочитают более бюджетный способ – перепрошивку блока управления двигателем после удаления агрегата. В процессе работы с турбинами дизельных двигателей сажевый фильтр также подвергается очистке и замене на новый.
Исправность клапана ЕГР также является важным условием для правильной работы турбокомпрессора. Клапан ЕГР отвечает за снижение уровня выбросов оксидов азота. Он также подвержен засорению, а причиной ухудшения его работы могут стать неисправность датчика положения или протечка охладителя системы. Регулярное обслуживание катализаторов, сажевых фильтров и клапанов ЕГР может значительно продлить срок службы турбокомпрессора и предотвратить многие возможные причины поломки.
Есть ли возможность самостоятельного ремонта турбины? Некоторые автовладельцы считают, что можно исправить неполадки турбокомпрессора без обращения в специализированные сервисы. Однако, прежде чем начинать ремонт, нужно обладать необходимыми знаниями и навыками в автомеханике. В идеале, чтобы устранить проблему, нужно сначала ее обнаружить. Но это может быть непросто без специального оборудования, которое используют в сервисах. Большинство этапов ремонта турбины невозможно воспроизвести в домашних условиях.
Обычно “домашний” ремонт турбокомпрессора включает в себя следующую последовательность: снятие, разборку, очистку в специальном растворе, визуальную дефектовку, замену необходимых деталей, сборку и установку. Хотя такая процедура может удастся дома, но не во всех случаях она дает желаемый результат. Например, если причина неисправности заключается в загрязнении и закоксовке отдельных деталей, то восстановление турбины может дать положительный эффект. Однако, во время сборки может произойти одна грубая ошибка – неправильная балансировка ротора и картриджа. Кроме того, непрофессиональному автомеханику не удастся провести компьютерную диагностику автомобиля, чтобы выявить общую картину проблем.
Тем, кто решил самостоятельно отремонтировать турбокомпрессор, лучше не торопиться и взвесить все за и против. В итоге, желание сделать экономию может привести к дополнительным финансовым затратам. Не сбалансированная турбина может нанести значительный ущерб двигателю. Даже если у автомеханика много знаний и опыта, он не сможет правильно справиться с ремонтом из-за недостатка оборудования. Риск повредить двигатель больше и отсутствие гарантий – весомые аргументы против самостоятельного вмешательства.
Ремонт и восстановление турбин – это неотъемлемая часть жизни автолюбителя, который использует турбированный двигатель. Но перед тем, как обратиться в сервис, нужно проверить репутацию и квалификацию, а лучше доверить работу профессиональным сервисам, чтобы не столкнуться с дополнительными проблемами.
Фото: freepik.com