Медные шины: характеристики, применение и цены
Многие люди не знают, что такое медная шина, хотя она присутствует в любой энергообеспечивающей системе и широко используется в радиотехнике и электротехнической промышленности. В электрощитах промышленных и жилых зданий можно увидеть медные шины заземления.
Медные шины так популярны благодаря высокой электрической проводимости и отличным эксплуатационным характеристикам меди. Они могут выдерживать рабочие температуры от -55°C до +280°C, а их максимальное рабочее напряжение может достигать 1000 В.
авляются в соответствии с техническими условиями и стандартами. Например, ГОСТ 434-78 определяет типовые размеры прямоугольных медных шин для электротехнических целей. - Механические характеристики. Медные шины должны обладать определенной механической прочностью, устойчивостью к изгибу и деформации. Эти требования определяются техническими условиями и стандартами. - Электрические характеристики. Медные шины должны обеспечивать низкое сопротивление и хорошую электропроводность. Технические условия и стандарты устанавливают требования к электрическим свойствам медных шин. - Коррозионная стойкость. Медь, из которой изготавливаются шины, должна быть устойчива к коррозии в различных условиях эксплуатации. Технические условия и стандарты содержат требования к коррозионной стойкости медных шин. - Маркировка и упаковка. Продукция должна быть правильно маркирована, чтобы идентифицировать ее характеристики и соответствие стандартам. Также необходима правильная упаковка для защиты от повреждений во время транспортировки и хранения. Изготовление и характеристики медных шин являются важными аспектами их использования в различных электротехнических системах. Учитывая все технические требования и стандарты, можно обеспечить надежность и безопасность работы таких систем.В Европе имеется множество известных производителей медных шин. Среди них можно назвать такие компании, как МКМ (Германия), VBS (Сербия), GD (Франция), Gindre (Франция), LUVATA (Финляндия), SofiaMED (Болгария). Для изготовления медных шин в Европе используется чистая катодная медь, без добавления лома. Это, в свою очередь, положительно сказывается на качестве продукции, однако существенно повышает ее цену. Такие шины, как правило, закупаются для работы с высокой точностью.
Несмотря на разнообразие крупных производителей в Европе, на рынке все еще пользуются популярностью отечественные медные шины. Они выгодны потребителям из-за удобства поставок и более низкой цены, которую они предлагают.
Стоимость медных шин зависит от ряда факторов, таких как производитель, марка меди, геометрические размеры, форма и наличие изоляции. Цена может определяться за вес, за штуку или за погонный метр. Например, отечественная неизолированная медная шина может стоить от 220 рублей за погонный метр, от 530 рублей за килограмм или от 860 рублей за штуку, длиной 4 метра. Есть также импортные шины, которые могут быть в 1,5-2 раза дороже, но если вы решили приобрести их поштучно, обязательно сверьте длину. Например, французские медные шины могут стоить 1200 рублей за штуку, при длине 2 метра.
Изготовление шин требует использования меди различных марок. Различия между марками меди заключаются в составе и количестве примесей, что обусловлено разной технологией производства. Для литой и деформированной меди определены 12 химических элементов, для катодной меди — 19, а для сверхчистой меди — 22. Поиск и измерение массовой доли химических элементов в металле, состоящем более чем на 99,99% из меди, производится с помощью атомно-спектрального, химико-атомно-эмиссионного, фотометрического и других видов анализа.
Наличие различных примесей в меди влияет на ее механические, технологические и эксплуатационные качества. Для эксплуатации при стандартных условиях лучше использовать безкислородные марки меди, такие как М1р, М2р и М3р. Наличие кислорода, висмута, свинца, цинка, кадмия и других легкоплавких примесей может создавать трудности при паячных/сварочных работах и формировать зоны хрупкости в процессе нагрева.
Удельное электрическое сопротивление меди конкретной марки зависит от технологии и полуфабрикатов, из которых изготовлены прокат и шины. Различия в содержании примесей на 1% могут привести к отличиям в электропроводности на 3%. Наиболее востребованными марками меди для изготовления шин являются М0б, М1, и М2.
При выборе медных шин необходимо обращать внимание не только на марки меди, но и на тип и форму проката. В соответствии с ГОСТ 434-78 для изготовления шин допускаются применение марок меди М1 и выше, а шины из М2 и М3 изготавливают по ТУ. Однако, при возникновении специальных условий для сварки или пайки стоит рекомендовать бескислородные марки.
В статье «Типы проката» обсуждается вопрос выбора медных шин в зависимости от их назначения и удобства монтажа. Для того чтобы правильно выбрать шины, необходимо учитывать несколько параметров и сопоставлять их между собой.
Основным критерием выбора медных шин является цель их применения. В зависимости от этого, стоит обращать внимание на такие параметры, как токовозможности и температурный режим. Например, для электрооборудования с высокими токовыми нагрузками необходимы шины с соответствующей грузоподъемностью.
Вторым важным критерием является удобство монтажа. Оно напрямую влияет на время и трудозатраты при установке шин. Чем проще будет монтаж, тем быстрее и эффективнее будет проходить процесс установки.
Итак, выбор медных шин зависит от цели их применения и удобства монтажа. Для правильного выбора стоит учитывать такие параметры, как токовозможности, температурный режим и простота монтажа.
< p >Пластичность – это важное свойство медных шин, которое имеет решающее значение при выборе материала для конкретной задачи. Существуют два типа медных шин – мягкие и твердые, которые отличаются друг от друга своими характеристиками и областями применения.< /p > < p >Мягкие медные шины, обозначаемые буквами ШММ, являются наиболее распространенным типом медных шин и находят применение во всех отраслях промышленности, начиная от авиастроения и заканчивая металлургией. Их пластичность позволяет легко изгибать их в нужную форму, что очень удобно при монтаже и эксплуатации, а также обеспечивает надежный контакт с оборудованием.< /p > < p >Твердые медные шины, обозначаемые буквами ШМТ, имеют меньшую проводимость, чем мягкие медные шины. Однако они обладают высокой прочностью и не деформируются под воздействием внешних сил. Именно поэтому они используются для создания неподвижных и прочных шинопроводов, где пластичность не требуется. Как правило, твердые медные шины применяются в тяжелой промышленности, где требования к надежности и безопасности особенно высоки.< /p > Формы поставки шин: полосы и бухты. Полосы могут быть длиной от 2 до 6 метров и они могут быть закуплены на конкретные потребности. Бухты включают в себя шины малой толщины длиной 10 метров и их удобно заказывать в случаях, когда нужны небольшие куски шин время от времени.Когда речь заходит о медных шинах, существует несколько форм, различающихся по используемому материалу, конфигурации и прочности. Прямоугольное сечение медных шин является наиболее распространенным, их используют в электротехнике в качестве вспомогательных проводников. Они могут быть сплошными или перфорированными, в изоляции или без нее, с закругленными углами или без них.
Сплошные шины являются наиболее распространенными. Шины с перфорацией используются в выносных электротехнических шкафах, они легки в сборке и монтаже. Однако при производстве они могут требовать большего количества металла, чем сплошные шины, из-за чего приходится увеличивать их стоимость.
Жесткие шины используются как замена кабеля, гибкие - для упрощения монтажа распределительных сетей и установок. Плетеные медные шины изготавливаются из тонких медных проводов, что делает их более гибкими, чем сплошные шины. Они наиболее востребованы в условиях, где есть высокая вибрация, например, в трансформаторных мостах.
Для эксплуатации при наличии влаги, высокой температуры или в агрессивных средах используются медные шины в изоляции. Если же ожидаются высокие нагрузки, то следует использовать двух- или трехполосные шины.
Круглые медные шины используются сравнительно редко, так как их изготовление требует большого расхода металла, но при этом они отличаются более высокой прочностью при той же площади сечения. В таблицах ГОСТ 434-78 приведены радиусы скруглений скругленных углов на прямоугольных медных шинах, которые являются обязательными.
В итоге, наиболее универсальными можно считать сплошные медные шины в полосах, прямоугольного сечения, без изоляции, и с закругленными углами.
Многие отрасли техники и промышленности используют медные шины, такие как монтаж магистральных и троллейных шинопроводов. Они отличаются простотой, надежностью и долговечностью, а также позволяют экономить электроэнергию. Медные шины из бескислородной меди имеют широкое применение в различных сферах, включая вакуумную, медицинскую, авиационную, военную и космическую технику. Они часто используются для производства распределительных устройств, линейных ускорителей, сверхпроводников и электронных приборов. Кроме того, медные шины популярны в микроэлектронике, атомной энергетике, строительстве и ювелирной промышленности.
Российские производители медных шин столкнулись с трудностями в занимаемом объеме рынка по сравнению с иностранными конкурентами, но благодаря устойчивому развитию электротехнической отрасли в России, конкуренция стала более жесткой. Таким образом, доля отечественной медной шины в потреблении выросла с 7% до 84% за последние годы. Более того, отечественная продукция, при сохранении высокого качества, оказалась на 1,5-2 раза дешевле, чем зарубежные аналоги. Экспорт также вырос с 3,7% в 2009 году до 29,4% в 2015 году.
Заголовок: "Производители медных шин в России: кто они?"
В России медные шины производятся такими компаниями, как МК "Норильский никель", ОАО "УГМК", ЗАО "Русская медная компания", Каменск-Уральский ОЦМ, Кольчугинский ОЦМ и другие. Отличительной чертой изготовления медных шин в России является использование медного лома, что может повлиять на их эксплуатационные свойства. Однако, крупные отечественные производители стремятся применять новые технологии и выпускать на рынок продукцию, соответствующую европейскому качеству.
Если нужно сохранить наивысшую электро- или теплопроводность меди и повысить ее жаропрочность и износостойкость, тогда используют технологию легирования серебром. Каменск-Уральский ОЦМ внедрил эту технологию для производства медных шин в особых случаях.
Фото: freepik.com