Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции
Пожарная безопасность по-прежнему остается одной из актуальных проблем для России в целом и ее субъектов в частности. За январь-сентябрь 2017 года, согласно официальной статистике МЧС, на территории РФ произошло около 95 000 пожаров, которые привели к материальному ущербу в размере более 11 миллиардов рублей. Более 5 000 человек погибло в результате пожаров и около 6 700 человек были травмированы.
Ежегодно государство ужесточает контроль и требования в области пожарной безопасности, касающиеся не только зданий и сооружений, но также производимой продукции и материалов. Это объясняется печальной статистикой пожаров в стране.
Важно соблюдать требования пожарной безопасности во избежание трагических последствий. Нарушение этих требований в отношении применения несертифицированных продуктов может привести к трагедии, подобной случившейся 5 декабря 2009 года в клубе "Хромая лошадь", когда 156 человек погибли из-за отравления токсичными продуктами горения отделочных материалов.
Какие документы устанавливают общие требования пожарной безопасности
Уровень нормативной базы для обеспечения пожарной безопасности в России достаточно высок и разноуровневый. Она включает в себя нормативные акты различных ведомственных и региональных уровней. В этой сфере базовым является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором описываются принципы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, функции государственной противопожарной службы и полномочия органов государственной власти в этой области.
Законодательство в данной области также включает в себя Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в котором устанавливаются общие принципы и особенности технического регулирования в различных областях, включая пожарную безопасность. Этот закон также регулирует порядок принятия технических регламентов, принципы подтверждения соответствия этим регламентам, ответственность и полномочия государственных контрольных органов в этой области.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» является основным законом, который подробно описывает требования к пожарной безопасности для различных объектов и продукции. Этот закон в редакции от 29 июля 2017 года очень важен для производителей продукции и их законных представителей.
Статистика говорит, что в 2017 году наиболее частыми причинами возникновения пожаров являются неосторожное обращение с огнём и несоблюдение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и электроприборов. Чаще всего пожарами затрагиваются здания жилого сектора, транспортные средства, производственные, складские и торговые помещения.
Статья «123-ФЗ: Альфа и Омега технического регулирования в области пожарной безопасности» является федеральным законом № 123-ФЗ, который определяет технические требования пожарной безопасности, применяемые к объектам защиты, продукции и имуществу. Закон состоит из 8 разделов и приложения из 30 таблиц, которые включают в себя правила пожаробезопасности в отношении веществ и материалов, строительных конструкций, инженерного оборудования и электротехнической продукции.
Цель федерального закона – обеспечение защиты государственного, муниципального и частного имущества, а также жителей РФ от пожаров и их последствий. Положения документа должны использоваться не только при проектировании, но также при эксплуатации объектов защиты и при разработке технической документации.
Каждый раздел Закона по сути представляет собой технические требования пожарной безопасности по отношению к различным объектам защиты. Раздел 2 относится к поселениям и городским округам, Раздел 3 посвящен зданиям и сооружениям, Раздел 4 — производственным объектам, Раздел 5 — пожарной технике, Раздел 6 — продукции общего назначения.
Раздел 6 Закона № 123-ФЗ устанавливает правила пожаробезопасности в отношении веществ и материалов, в том числе — строительных, отделочных, текстильных и кожевенных. Кроме того, в раздел включены средства огнезащиты, строительные конструкции и инженерное оборудование, электротехническая продукция и электрооборудование.
Для производителей особенно важным является Раздел 7, в котором устанавливаются принципы и правила оценки соответствия объектов защиты. Оценка соответствия является обязательной процедурой и может проводиться в форме сертификации или декларирования. Без нее невозможно ввести в эксплуатацию ни одно здание или выпустить на рынок тот или иной товар, импортированный или произведенный в России, на который распространяется действие настоящего Федерального закона.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и являются единственными документами на территории России, подтверждающими безопасность продукции. Перечень продукции, подлежащей сертификации или декларированию в обязательном порядке при ее помещении под таможенные процедуры, изложен в постановлении Правительства РФ № 241 от 17 марта 2009 г.
Схемы сертификации разделены на категории, первая категория применяется к серийно выпускаемой продукции, а вторая к ограниченным партиям продукции. При обозначении схем используются буквы С (сертификация) и Д (декларирование).
Схема выбирается производителем или продавцом в зависимости от типа производимой продукции и может включать в себя различные меры и порядок действий, в зависимости от применяемой схемы сертификации. Например, схема 3с применяется только для получения нового сертификата взамен старого на ранее сертифицированную продукцию.
Декларирование является особенно актуальным для компаний, чья продукция уже находится на таможне, так как декларация может быть получена даже за 1 день. Оценка соответствия является обязательной процедурой для всех объектов защиты, продукции и имущества, представленных на рынке РФ.
Ответственность за выполнение требований технического регламента по пожарной безопасности лежит на государственных органах, частных лицах и организациях. Надзор за их выполнением осуществляет Государственная противопожарная служба МЧС России (ГПС МЧС РФ).
В прошлом МЧС занималось аккредитацией испытательных лабораторий и органов сертификации, но с 1 ноября 2011 года эта функция была передана Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитация). Нельзя не учитывать тот факт, что аккредитованные лаборатории и органы по сертификации несут ответственность за безопасность сертифицированной продукции наравне с производителями. В случае декларирования продукции ответственность за ее безопасность лежит на производителе.
Росаккредитация следит за эффективностью работы органов сертификации и лабораторий, проводит регулярный инспекционный контроль и ведет реестр данных организаций.
Федеральный закон № 184-ФЗ обязует изготовителя и продавца нести ответственность за соблюдение требований технических регламентов, их нарушение может привести к вреду физическим или юридическим лицам. При этом КоАП РФ детализирует административную ответственность, в том числе за отсутствие в технической документации обязательной информации о пожароопасности, и определяет размеры штрафов для юридических лиц и должностных лиц.
Кроме того, КоАП РФ устанавливает размеры штрафов для нарушений требований пожарной безопасности в зависимости от степени причиненного вреда здоровью человека и имуществу. Нередко нарушения пожарной безопасности приводят к приостановлению деятельности фирмы на срок до 90 дней в соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ.
В Уголовном кодексе РФ в статье 219 также прописана ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, которая может привести к принудительным работам или лишению свободы на срок до 7 лет.
В связи с этим, при выявлении нарушений пожарной безопасности следует обращаться в сертификационный центр, аккредитованный в области пожарной безопасности, где эксперты помогут выбрать правильную схему подтверждения соответствия и оформить необходимые документы в кратчайшие сроки.
Фото: freepik.com