Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Обнаружение задержки в развитии речи

Обнаружение у детей задержки в развитии речи является актуальной темой. Несмотря на то, что число малышей с этой проблемой не уменьшается, ее можно успешно преодолеть, если найти ее вовремя и не запустить. Ответственность за это лежит на родителях, которые должны заметить отклонение и обратиться к лучшим врачам для полноценного обследования ребенка. Если проблему вовремя не решить, то с ростом возраста ребенка будет все больше отставать не только в речи, но и в психике, обучении и общении со сверстниками.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла десятками раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затрагивает в первую очередь развитие мышления (формируется задержка психоречевого развития (ЗПРР)), а также детей с врожденными неврологическими заболеваниями.

Задержка психоречевого развития обнаруживается чаще у детей, старших трех лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте дети активно начинают общаться с окружающими. Тем не менее, важно обнаружить отклонение уже на более раннем этапе, не позднее чем в пять лет. Если ребенок не начинает разговаривать после семи лет, шансы на полное выздоровление очень малы.

Хотя возможность полного выздоровления зависит от степени нарушения и применяемых методик лечения, чем раньше родители обнаружат проблему, тем больше шансов на успешное преодоление ее. Лучшее время для выявления задержки психоречевого развития – в возрасте двух-трех лет.

Как определить задержку психоречевого развития: симптомы и признаки ЗПРР

Задержка психоречевого развития (ЗПРР), вызванная врожденными факторами, может проявиться у ребенка уже на раннем этапе его жизни.

Следующие признаки указывают на задержку психоречевого развития:

  • в четыре месяца: ребенок не реагирует на родительские жесты и слова, не улыбается (что также является признаком аутизма);
  • восемь-девять месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • полтора года: не говорит простых слов, таких как "мама" или "дай", и не понимает их значения, не реагирует, когда к нему обращаются по имени или просят что-то; также может быть трудность с жеванием;
  • два года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не учитывая новые слова других людей;
  • два с половиной года: использует не более 20 слов, не в состоянии сформулировать фразу из двух-трех слов, не знает названий частей тела и предметов;
  • три года
    • не может самостоятельно составить предложение
    • не понимает простые рассказы
    • ребенок может говорить слишком быстро, обрезая окончания слов, или слишком медленно, растягивая слова
    • не всегда может отвечать на вопросы взрослых

У детей с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, рот всегда приоткрыт. Такие дети характеризуются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью и слабой памятью. Часто у них недоразвитое воображение, ограниченный эмоциональный диапазон, что затрудняет общение со сверстниками.

Симптомы ЗПРР могут быть связаны с органическими изменениями. При использовании электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии, которое отвечает за речевое развитие.

Чем дольше ребенок страдает от задержки речи, тем больше задерживается его психическое и умственное развитие. Чем старше ребенок, тем больше он получает информации через разговоры с другими людьми. Это еще одна причина, почему лечение ЗПРР должно начинаться как можно раньше.

Причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психического развития не является самостоятельным заболеванием, а является следствием нарушений в развитии головного мозга и центральной нервной системы. В этой статье рассмотрим основные факторы, которые могут спровоцировать задержку речевого и психоречевого развития.

Болезни матери во время беременности являются одной из причин нарушения развития плода и могут привести к проникновению инфекции, отравлению и травмам, которые способствуют ЗПРР. Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери также является фактором, который может спровоцировать задержку речевого и психического развития.

Тяжелые роды, такие как стремительные, преждевременные или с обвитием пуповины вокруг шеи, а также травмы, полученные ребенком при родах, такие как перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС и шейных отделов позвоночника, также могут быть причинами задержки развития.

Перенесение ребенком тяжелых инфекций и травм в раннем возрасте, генетические и хромосомные заболевания, которые приводят к нарушению структуры мозга, а также неправильное воспитание, при котором ребенок растет под слишком сильной опекой или же брошен на произвол судьбы, могут также привести к задержке развития. Нередко дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей. Тяжелая психическая травма в раннем возрасте также может быть одной из причин задержки развития.

Существует множество заболеваний, которые могут вызвать задержку психоречевого развития. К ним относятся врожденные аномалии ЦНС, эпилепсия и другие неврологические заболевания, ишемия головного мозга, гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, ДЦП, опухоль головного мозга, патологии сосудов головного мозга и лейкодистрофии. Нарушение ликвородинамики также может вызвать задержку психоречевого развития.

Очень важно понимать, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР может усугубляться в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Поэтому для корректирования ЗПРР необходимо устранить не только ее симптомы, но и причины ее появления.

Аутизм, связанный с ЗПРР

Когда работа центральной нервной системы (ЦНС) сбоит или организм ребенка подвергается воздействию сильных инфекций, то это может привести к задержке не только в речевом и психическом развитии. В ряде случаев заболевание сопровождается проявлениями расстройств аутистического спектра. Давайте рассмотрим их признаки в поведении ребенка.

  • Отсутствие эмоционального контакта с окружающими, неумение улыбаться или общаться с родителями.
  • Склонность к агрессии, направленной как на окружающих, так и на себя (кусание себя или удары).
  • Стереотипное поведение: раскачивание на месте, хождение по кругу, вертение в руке одного предмета, компульсивное расстановка предметов в определенном порядке и негативная реакция на новые условия.
  • Неумение играть с игрушками, предпочтение конкретных игрушек или их частей.
  • Избегание общения со сверстниками и неумение взаимодействовать с ними.

Также непонимание обращенной речи является признаком аутизма, а также задержка в развитии речи. Если Ваш ребенок проявляет перечисленные признаки, то лечение должно проводиться совместно с психологом и логопедом-дефектологом, а также другими специалистами.

Как излечить задержку психического развития

Лечение задержки психического развития (ЗПРР) необходимо начинать комплексно и как можно раньше. К числу специалистов, участвующих в процессе терапии, относятся психиатры, неврологи, логопеды-дефектологи, психологи и нейропсихологи. Если задержка психического развития не является сильно выраженной и лечение начато на ранней стадии, то ожидаются положительные результаты. Однако, если лечение начато поздно, то шансов на улучшение развития и способности учиться в обычном классе и нормально общаться со сверстниками у ребенка будет меньше.

Методы лечения ЗПРР – всесторонний подход к восстановлению работы центральной нервной системы (ЦНС) у детей, часто испытывающих трудности в речевом развитии. Эффективное лечение может быть достигнуто благодаря нескольким методам, включая микротоковую рефлексотерапию, занятия с логопедом-дефектологом, логопедический массаж и лекарственную терапию. Метод микротоковой рефлексотерапии направлен на воздействие на биологически активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны с помощью сверхмалых электрических импульсов. Такое воздействие может помочь восстановить работу ЦНС в участках мозга, где возникли нарушения. Метод наиболее эффективен при гидроцефалии и разрешен для применения у детей в возрасте от 6 месяцев. Занятия с логопедом-дефектологом улучшают память, мелкую моторику, мышление и учат правильной артикуляции, компоновке предложений и текстов. Для стимуляции мимических и жевательных мышц, благодаря чему ребенок становится легче произносить звуки и их сочетания, применяется логопедический массаж как дополнительная мера при задержке речевого развития. Для избегания ошибок, предварительная работа ребенка с другими специалистами должна быть выполнена до обращения к логопеду-дефектологу. Лекарственная терапия может быть эффективна при задержке психоречевого развития, назначаемая врачом-психиатром или неврологом. Компьютерная томография, ЭЭГ и другие методы помогают выявить патологии ЦНС у ребенка, а затем применяется индивидуальная схема лечения нарушений и их последствий. Ноотропные лекарственные средства могут быть часто назначены неврологом. Хотя психотропные средства не всегда являются единственным или наилучшим решением их назначения. Также возможно, что их применение может быть временным.

Дополнительные методы коррекции задержки психического развития у детей (ЗПРР) включают в себя несколько подходов.

В первую очередь, родители могут обратиться к детскому психологу, если задержка в развитии связана с психологической травмой или неблагополучной обстановкой в семье. Врач может помочь ребенку при проблемах со сверстниками, речью и поведением.

Также можно применять альтернативные подходы: иппотерапию, дельфинотерапию, арт- и музыкотерапию. Развитие моторики тела также является хорошим вариантом для лечения ЗПРР. С помощью различных развивающих упражнений и игр, родители могут проводить занятия со своим ребенком, что поможет ему быстрее развиваться.

Кроме того, остеопатия, как метод альтернативной медицины, может помочь детям с задержкой психического развития. Остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ и психику ребенка, мануально воздействуя на активные точки на теле.

Важно знать, что только работа с логопедом и таблетки не помогут устранить задержку психического развития. Родители должны обращаться к профессионалам, которые проведут комплексную диагностику и разработают индивидуальный план коррекции, включающий разные методы.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *